13 апреля 2017

Александр Густырь: границы между очным и дистанционным обучением все больше стираются

Александр Густырь, автор и руководитель крупных образовательных и издательских проектов федерального уровня в области открытого и дистанционного образования, расскажет РБК об особенностях заочной формы образования и его перспективах в России.

Какие программы дистанционного образования являются сегодня наиболее актуальными и востребованными?

Дистанционное обучение востребовано в первую очередь теми, кто не может учиться в очной форме. Это большей частью взрослые люди, которые заняты профессиональной деятельностью или воспитывают маленьких детей. Им чаще всего нужны краткосрочные программы курсовой подготовки: повысить квалификацию, освоить новый вид деятельности или улучшить знание иностранного языка. Именно они и пользуются наибольшим спросом. К этой же категории можно отнести дистанционные курсы, которые сейчас предлагают ведущие российские и зарубежные университеты. Их берут самые разные люди, в том числе студенты других университетов.
Также в последние годы быстро растет спрос и на дистанционные школьные программы. Самые популярные – это репетиторские курсы онлайн подготовки к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ и индивидуальные занятия по отдельным предметам.

Какие преимущества и недостатки имеет дистанционное форма обучения? Каковы, на Ваш взгляд, ее перспективы?

В первую очередь преимущества состоят в независимости от местонахождения учащегося и определённого времени занятий — это возможность учиться в любом месте и в любое время. Цифровые учебные и методические материалы, библиотеки и тесты, как правило, доступны круглосуточно, что позволяет учиться по удобному графику и вдобавок экономить время на дорогу. К этому можно добавить более широкие возможности выбора учебного заведения и преподавателя. Из-за этих преимуществ дистанционное обучение считается основой открытого образования.
Недостатком же дистанционного обучения является тот факт, что оно проигрывает живой коммуникации в энергетике и эмоциональности, что снижает мотивацию и уровень восприятия информации. К тому же намного сложнее организовать дистанционно и групповые практические занятия. Например, трудно представить равноценную замену занятий медиков в анатомическом театре или физиков в современной университетской лаборатории.
Впрочем, со временем преимущества дистанционного обучения становятся всё более очевидными, а недостатки преодолеваются с развитием технологий. И в целом различия между очным и дистанционным обучением всё больше стираются.

Существуют ли какие-то ограничения по возрасту или уровню знаний для тех, кто решил учиться дистанционно?

Никаких специальных ограничений, отличающих дистанционное обучение от очного, не существует.
В целом же возрастной и образовательный ценз – и в очном, и в дистанционном обучении - зависит от содержания и уровня сложности образовательной программы.
Чтобы помочь человеку понять, по силам ли ему выбираемая программа, в нашем центре при приеме на обучение проводится диагностика, цель которой – определить уровень знаний поступающего и выбрать учебную программу, которая будет максимально соответствовать его запросам и возможностям.
Что же касается некоторых особенных навыков, связанных с дистанционным обучением – например, навыков работы с образовательными ресурсами учебного портала, – наши ученики младших классов осваивают их быстрее старшеклассников и оставляют в этом далеко позади своих родителей.

Какова стоимость и средняя продолжительность дистанционного обучения?

Цена обучения по той или иной образовательной программе зависит от стоимости этой программы для учебного заведения, которая, в свою очередь, определяется сложностью, продолжительностью программы, уровнем квалификации и, соответственно, оплаты часа работы преподавателей и т.п.
Считается, что себестоимость программ дистанционного обучения, из-за меньших расходов, в целом ниже, что делает их тем самым более привлекательными. Это подтверждается практикой нашего центра "Алгоритм".
Средняя продолжительность программ дистанционного обучения также меньше, чем средняя продолжительность очных, поскольку, как я уе говорил, наибольшей популярностью пользуются именно краткосрочные курсы. Это, пожалуй, тоже составляет конкурентное преимущество дистанционных программ: конечный результат обучения достигается значительно быстрее.

Как осуществляются коммуникации между студентами дистанционного курса обучения и преподавателями?

Самыми разнообразными способами: от переписки через электронную почту или учебный портал, оффлайн консультаций и обмена сообщениями через форумы до онлайн-общения в реальном времени: например, конференции с несколькими участниками в Skype, вебинара, проводимого с применением технологий Big Blue Button, или конференции на основе программы Microsoft NetMeeting.
Выбор формата, способа и технологии коммуникации определяется прежде всего задачами того учебного занятия, которое эта коммуникация обеспечивает.
Наш центр использует практически все современные технологии коммуникации через интернет, увеличивая долю онлайн занятий, которые мы считаем обязательным и важным элементом современного дистанционного обучения.

Made on
Tilda