16 октября 2017

Москвичи оценили уровень цифровых муниципальных услуг


Москва вошла в тройку городов с самым высоким показателем удовлетворенности уровнем муниципальных и городских цифровых услуг и сервисов. Таковы результаты исследованная компании EY «Рейтинг удовлетворенности цифровыми услугами в крупных городах мира», проведенного в октябре 2017 года. Первый пилотный рейтинг удовлетворенности городскими цифровыми услугами проводился среди граждан, которые активно ими пользуются. Исследование охватывает 11 городов, включая Москву, Астану, Веллингтон, Гонконг, Йоханнесбург, Лондон, Нью-Йорк, Нью-Дели, Оттаву, Сидней и Сингапур. Опрошены 3317 активных пользователей (не менее 300 человек в каждом городе).
Основной акцент в ходе исследования был сделан на субъективный показатель – удовлетворенность тех жителей города, которые уже пользуются цифровыми услугами. По результатам опроса по каждому направлению пилотного исследования был выведен интегральный индекс удовлетворенности.
Александр Ивлев, управляющий партнер EY по России, сказал: «Россия заслуженно находится в авангарде стран, развивающих цифровой документооборот и цифровые госуслуги и сервисы. Только за последний год уровень проникновения финансово-технологических услуг в Москве и Санкт-Петербурге увеличился на треть, а электронный документооборот достиг целевого показателя в 70%. Усилия государства и правительства Москвы высоко оценены и жителями города, которые подтвердили не только высокий и современный уровень цифровых муниципальных услуг в Москве, но и динамику внедрения их в нашу жизнь. Удовлетворенность не зря была выбрана нами в качестве основного параметра измерения, так как она показывает действительный уровень влияния усилий тех, кто их предоставляет на нашу жизнь».
Так, согласно результатам рейтинга, Москва вошла в тройку городов с самым высоким показателем удовлетворенности уровнем муниципальных и городских цифровых услуг и сервисов, вышла на первое место по удовлетворенности предоставляемыми госуслугами, также заняла второе место в категории городских информационных сервисов.

Алексей Фурсин, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, прокомментировал: «Москва продолжает активно внедрять цифровые технологии практически во всех областях жизни граждан. Например, сегодня столичные власти уделяют особое внимание развитию электронной демократии и участию граждан в принятии решений. Напомню, что при поддержке Правительства Москвы еще в 2011 году был создан портал, где москвичи могут получить полный спектр государственных услуг, не выходя из дома. За шесть лет существования сайта число доступных услуг увеличилось в 15 раз: жители Москвы могут воспользоваться более чем 170 государственными услугами, а все государственные учреждения перешли на систему электронного документооборота. Правительство города публикует открытые данные, способствуя развитию десятков городских сервисов, в том числе в формате приложений. Например, это «Активный гражданин» с голосованием по актуальным городским вопросам. Сейчас в проекте зарегистрированы более 1,9 миллиона участников, проведено более 2,6 тысячи голосований и принято более 81 миллиона мнений. А геоинформационный портал «Наш город» создан для контроля состояния городской инфраструктуры, проезжей части, транспортных узлов, освещения, уборки, а также благоустройства территорий. На сегодняшний день с его помощью удалось решить порядка 1,9 миллиона проблем».

Нью-Дели занял первое место в пяти категориях из шести, уступив Москве только по госуслугам. Можно отметить, что активные пользователи цифровых услуг в индийской столице наиболее молоды – в среднем им около 31 года, тогда как в североамериканских городах Нью-Йорк и Оттава это граждане, которым в среднем немного больше 40. В Москве средний возраст составляет 34 года. Во многом результаты пилотного рейтинга удовлетворенности городскими цифровыми услугами повторяют результаты исследования «Проникновение финансово-технологических услуг в мегаполисах России и в мире», проведенного компанией EY в июне 2017 года. Лидером тогда стал Китай с уровнем проникновения 69%, на втором месте расположилась Индия - 52%, уровень проникновения финтех-услуг в мегаполисах России достиг 43%, а в Великобритании – 42%.

Направления анализа удовлетворенности

Транспортные услуги. Цифровые услуги для использования личного и общественного транспорта: приложения для поиска и оплаты парковки, сервисы для просмотра и оплаты штрафов, приложения с расписанием и маршрутами движения транспорта, безналичные способы оплаты проезда.

Информационные услуги. Городские информационные сервисы: городской информационный портал, портал с каталогом доступных сервисов или услуг для жителей, приложения или рассылки с оповещением о чрезвычайных ситуациях.

Услуги ЖКХ. Оплата коммунальных платежей за электричество, газ, воду и отопление. Цифровые сервисы для клиентов: выставление электронных счетов; личный кабинет клиента с возможностью отмечать показатели расхода электроэнергии, воды или газа; возможность оплачивать услуги компании в режиме онлайн безналично; собственное мобильное приложение с аналогичным функционалом.

Госуслуги. МФЦ и цифровые услуги электронной записи через Интернет или мобильное приложение в городские учреждения: поликлиники, школы, детские сады.

Доступ к сети Wi-Fi. Доступ к публичной бесплатной Wi-Fi сети - например, в парках, метро, автобусах, на остановках общественного транспорта.

Финтех. Пользование финасово-технологическими услугами, такими как мобильные приложения банков или страховых компаний, мобильные электронные кошельки или средства платежей.