7 декабря 2017

Деловой завтрак Министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова

Онлайн-трансляция
Стенограмма
- Доброе утро, уважаемые коллеги, дамы и господа, дорогие товарищи!
Я хотел бы в ходе нашей дискуссии осветить несколько очень важных вызовов, с которыми мы с вами сегодня сталкиваемся, потому что вызовы диктуют нам с вами те решения и те возможности, которые мы должны реализовать.
Как преодолеть эти вызовы?
Безусловно, это было уже сегодня освещено. Сокращение расходов бюджета на федеральном и региональном уровнях - это один из важных факторов, который сказывается на развитии инвестирования в инфраструктурные проекты. Безусловно, закрытие большинства международных рынков капитала для нас сегодня тоже играет серьезную роль. В тоже время у нас есть внутренние проблемы, такие как отсутствие четких механизмов и правил получения государственного софинансирования. Пожалуй, за исключением автодорог.
А к драйверам, безусловно, можно отнести то, что мы сегодня с вами имеем. А именно, начинает работать финансирование дорожной инфраструктуры через механизмы Платона, безусловно, начинает развиваться и активно развивается частная концессионная инициатива (ЧКИ), и ГЧП как инструмент является для нас очень важным драйвером в реализации проектного финансирования и проектов, которые мы реализуем в нашей инфраструктурной тематике.
Безусловно, большое количество новых технологий в строительстве и поддержании самой дорожной инфраструктуры тоже играет большое значение как драйвер успешности наших проектов.
Новые финансовые инструменты, которые сегодня должны заработать (об этом тоже сегодня упоминалось), это долгосрочные инфраструктурные облигации и те механизмы, которые начнут работать после принятия закона о синдицировании и запуска фабрики проектного финансирования, открывают для нас серьезные перспективы и возможности реализации инфраструктурных проектов.
Хочу сказать, что опыт Внешэкономбанка достаточно обширный. Исторически ВЭБ проявил себя в целом ряде проектов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры, аэропортовой, морской.
В новой стратегии ВЭБа развитие инфраструктуры играет очень важную роль. Именно поэтому мы сегодня делаем акцент на развитии инструментов проектного финансирования, которые в первую очередь должны стать для нас фокусом. Что хочется отметить? То, что мы в ВЭБе осуществляем достаточно большую трансформационную работу и стараемся выработать этот фокус подхода ВЭБа к определению внутриотраслевых приоритетов. Наш фокус - это критические направления, которые, я бы назвал, как активация и полная поддержка.
В чём же роль ВЭБа? Это старт и движок, такой драйвер для того, чтобы осуществить эти инвестиции и запустить эти проекты. Восприятие того что ВЭБ должен бесконечно долго находиться в проекте тоже, наверное, не самое правильное. После того, как проект будет реализован и выйдет на операционную деятельность, наверное, можно было бы применить механизмы выхода из этого проекта и осуществить его через в том числе облигационные размещения.
Что нас сегодня в большей степени беспокоит, когда мы работаем с проектами и готовим эти проекты для того, чтобы осуществить участие в проектах? Это качество самого партнера, заявителя. Мы знаем, что, создавая с вами специальные проектные компании, за качественный проект ведется острейшая конкурентная борьба.
Что нам необходимо для того, чтобы этот проект был качественный? Это правильный качественный заявитель, пришедший со своим капиталом. И мы считаем, что и сам ВЭБ должен участвовать в капитале ряда проектов для того, чтобы качественно осуществить мониторинг проекта, качественно осуществить реализацию проекта и иметь достаточный объем информации о подготовке проекта, его реализации. В том числе это может быть реализовано через создание специальных концессионеров и equity фондов.
Но мы с вами что сегодня наблюдаем? Что большое количество фондов и инициатив связано с самими строительными организациями, которые предполагают реализовывать эти проекты. Это создает тот конфликт интересов, который говорит о короткой монетизации этих проектов и не позволяет рассматривать проект как долгосрочно успешный, и мы эту тему достаточно глубоко сегодня обсуждаем в профессиональной среде. Я хочу обратить ваше внимание, что нам надо сконцентрироваться на создании такого рода инструментов в инвестиционных фондах с профессиональными инвесторами, а не с теми, кто получают свои доходы и прибыль при реализации этих проектов. Именно при этом фокусе мы сможем обеспечить качество реализации наших проектов и проектных финансовых инструментов. Я думаю, что сегодня это одна из приоритетнейших задач - сформировать институт профессиональных инвесторов в инфраструктурные проекты. Мы сделали большой шаг, в ВЭБе сегодня где-то порядка 5- 6 таких фондов рассматривается, и мы активно работаем со всеми инициативами. Но очень важно, чтобы мы смогли привлечь и отечественных и зарубежных инвесторов, которые были бы именно профессиональными инвесторами.

- Спасибо, Петр Сергеевич, как нашему сегодняшнему спикеру и как надежному партнеру Минтранса и всей команды наших агентств в реализации проектов государственно-частного партнерства (и других) с участием внебюджетных источников финансирования.
Уважаемые коллеги, на самом деле всё, что мы делаем, и наши в частности сегодняшние мероприятия, мы делаем для наших инвесторов, наших партнеров. Для нас это не просто слова, это действительно очень важная составляющая часть нашей работы, которая приводит к достижимым результатам.
Петр Сергеевич сказал о частной концессионной инициативе (ЧКИ). Давайте вспомним. Сегодня мы говорим об этом процессе уже как об обыденном, вполне состоявшемся и часто применяемом механизме, но на самом деле всего лишь 2 года назад на площадке (как раз нашего) Международного транспортного форума, здесь, во время делового завтрака мы говорили о частной концессионной инициативе, как о каком-то далеком будущем. Этого инструмента не было. И вот благодаря таким встречам, круглым столам, деловым завтракам и другим форматам в течении одного года этот инструмент был принят на законодательном уровне. И первое концессионное соглашение, основанное на ЧКИ, было подписано как раз в рамках прошлогоднего Санкт-Петербургского экономического форума, как раз наше структурное подразделение «Ространсмодернизация» вместе с партнером подписали это соглашение в части развития железнодорожной инфраструктуры. Это было первое ГЧП в области развития железных дорог. А сегодня о ЧКИ мы говорим и в части развития Мурманского транспортного узла, и проекта Кызыл-Курагино, и в части развития аэронавигации. Это действительно стало уже нашей нормой.

Уважаемые коллеги, cледующие два спикера - это люди, которые стояли у истоков государственно-частного партнерства в России. Сегодня они работают в руководстве наших крупнейших банков и активно участвуют в реализации проектов государственно-частного партнерства как на федеральном, так и на региональном уровне. Те проекты, которые были реализованы в свое время в Петербурге, признаны уже классикой государственно-частного партнерства на международном уровне и являются самыми успешными проектами и в Европе и самыми крупными в мире в области дорожного строительства внутри городских агломераций. Я имею ввиду и Западный скоростной диаметр, и аэропорт Пулково. Сегодня не только Петербург, наверное, каждый из нас не может себе представить жизнь в Северной столице без этих транспортных проектов.
Первому, кому я хотел бы предоставить слово, старшему вице-президенту банка ВТБ Молчанову Юрию Вячеславовичу. Пожалуйста, Вам слово.

- Спасибо большое, Максим Юрьевич. Хочу сказать, что группа ВТБ действительно с самого начала реализации проектов государственно-частного партнерства работает на этом рынке. Является одним из основных игроков. И мы на этом рынке восемь лет. По сути первый проект частного партнерства был подписан в Петербурге в 2010 году, и за это время мы реализовали 6 проектов. Сегодня у нас в активе 6 комиссионных соглашений с общим объемом, превышающим 450 млрд руб., при этом то количество частных инвестиций, которые мы привлекли, тоже достаточно значительно, эта цифра превышает 200 млрд руб.
Хочу сказать, что если оценивать весь рынок, общий объем частных инвестиций, общее количество всех проектов с привлечением частных денег в развитии инфраструктуры за последние восемь лет, то это превышает триллион руб. Это очень значительные цифры. При этом если учесть все проекты Федерального и региональных уровней, общее количество привлеченных частных денег это 320- 340 млрд руб., очень большие цифры. Даже если мы возьмем среднюю цифру в год, вложение частных средств развития инфраструктуры за это время получается 40 млрд, что очень значительно.
Кстати хочу сказать, что 2 недели тому назад Западный скоростной диаметр отметил год полноценной своей эксплуатации. Очень интересная ситуация. Иногда говорят о том, что «а где спрос?», так вот за год количество трансакций превысило 80 000 000. проект рассчитан на то, что в день будут пользоваться им максимально 100 -120.000. Если мы разделим даже эти 80 000 000 на количество дней в году, у нас получается, что средняя цифра пользователей, среднее число платежей в день превышает 300 000. То есть реально спрос есть и беспокоиться об этой позиции не нужно.
Что хочу сказать? что мы видим сегодня?
Сегодня, конечно, рынок очень значительно вырос, появилось большое количество новых игроков. У нас сегодня такая ситуация, что финансовые институты обладают большой ликвидностью и, пытаясь сделать экспертную оценку - сколько можно сегодня привлекать в год частных средств в инфраструктуру, мы выходим на то, что, скажем, наша группа готова инвестировать до 150млрд в год. Мы оцениваем, что весь рынок может вкладывать до 300 миллиардов в год частных рублей в развитие инфраструктуры. Что это значит? Если мы оценим, что в проектах, как правило, доля частных инвестиций составляет порядка 20%, то это значит, что частные инвесторы могут поучаствовать в объеме проектов, заметно примыкающих к триллиону. У нас есть серьезный спрос и высокая конкуренция за проект. Мне кажется, частные инвесторы должны конкурировать за проект, и мы видим сегодня такая конкуренция есть.
И мне кажется, что есть возможность сделать некую программу увеличения частных инвестиций в инфраструктуру со стороны государства, разработать приоритетность, показать нам объемы, показать нам, какие проекты государство считает разумными с участием частных инвесторов. И мы тогда готовы помочь в подготовке этих проектов и обеспечить конкуренцию высокую на входе, улучшить состояние инфраструктуры.

Я хотел бы закончить одним выражением, которое вчера профессор из Малайзии сказал: «Жизнь есть постоянное сокращение наших возможностей». Давайте хоть эту возможность не упустим. Спасибо.