28 мая 2018

Итоги пресс-конференции «Цифровые технологии в такси. Плюсы и минусы»

24 мая в пресс-центре РБК состоялась пресс-конференция по теме "Цифровые технологии в такси. Плюсы и минусы". Профессиональные перевозчики призвали агрегаторов и власти вместе строить цивилизованный рынок такси
За последние пять лет на российском рынке такси произошли серьезные изменения. Благодаря цифровым технологиям значительно сократилось время подачи автомобиля, снизилась минимальная цена проезда, что повлекло за собой увеличение числа коротких поездок.

При этом на фоне усиления положения агрегаторов такси за прошедшие месяцы участились случаи недовольства среди водителей, вызванные увеличением продолжительности рабочего времени и повышенной аварийностью. В ходе дискуссии «Цифровые технологии в такси. Плюсы и минусы», которая прошла на площадке РБК, представители профессионального сообщества и власти, общественные деятели обсудили стратегические направления развития таксомоторной отрасли, влияние повсеместной «уберизации» на безопасность и качество перевозок, а также на бизнес частных служб такси.

Сегодня, по данным центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый пятый владелец автомобиля готов ограничить его использование в пользу такси или общественного транспорта. Главными критериями опрошенные называют безопасность, комфорт, скорость и удобство маршрута. По информации, предоставленной пресс-службой «Яндекс.Такси», почти все агрегаторы ввели у себя понятие фиксированный цены. Средний чек поездки сократился с 680 рублей (2015 год) до 400 рублей (2017 год).

Несмотря на очевидные плюсы для потребителей, участники профессионального сообщества обеспокоены усиливающейся «уберизацией» такси. В ходе дискуссии блогер, таксист и автор роликов о конфликте водителей с «Яндекс.Такси» Руслан Харасов обозначил ключевые моменты, чем недовольны таксисты. В частности, это непрозрачность политики «Яндекс.Такси» по переводу перевозчиков из класса в класс; уменьшение среднего чека поездки, что не дает зарабатывать не только таксисту, но и самому агрегатору; фиксированные тарифы на поездки, которые приводят к конфликту между пассажиром и таксистом.

При этом, как заметил генеральный директор такси «Ритм» Дамир Курмаев, распространение заказов непрозрачно и происходит на стороне агрегатора: если Uber распределял заказы ближайшему водителю, то в «Яндекс.Такси» есть приоритеты по брендированию такси, интенсивности работы водителя, рейтингу.

К тому же, по словам участников дискуссии, на рынке наметилась тенденция к исходу водителей. Как отметил глава такси «2412» Андрей Новиков, в связи с этим увеличивается количество нелегальных таксистов из стран ближнего зарубежья, что влияет на безопасность перевозок. Глава Ассоциации «ТАМА» Норайр Блудян сообщил, что из выданных сейчас около 100 тыс. разрешений таксистам 50% являются недействительными. В результате это место занимают нелегалы, которые не соблюдают меры безопасности и не платят налоги.

Участники дискуссии пришли к выводу, что в решении вопросов регулирования взаимоотношений агрегаторов и перевозчиков должны участвовать власти. Однако на данном этапе, когда нет серьезного нормативного регулирования, надо договариваться с агрегаторами, считает г-н Блудян. «Не надо считать деньги агрегаторов, надо говорить о своей позиции, как таксомоторным перевозчиком выжить. Я считают, что надо приводить систему в порядок. Мы все рассчитывали на быстрое государственное регулирование, но не получается и не получится. Поэтому мы должны разговаривать и договариваться», - заметил глава «ТАМА». Ассоциация уже разработала меморандум взаимоотношения агрегатора и перевозчиков и готова в ближайшее время разослать его в «Яндекс.Такси» и остальным участникам рынка перевозок.

Председатель правления ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная ассоциация московской агломерации» (Ассоциация «ТАМА») Норайр Блудян:

- Надо отметить, что как в такси, так и в других сферах, главной проблемой цифровизации является неотрегулированность процедур работы агрегаторов и перевозчиков. На мой взгляд, необходимым является создание на базе ассоциации «ТАМА» площадки для диалога всех сторон процесса перевозок. Сегодня, к сожалению, такого диалога нет. Мы видим, что идет навязывание условий работы одной стороной (агрегатором) другой (таксистам), что в принципе неправильно. В ближайшее время мы разошлем всем участникам процесса наши предложения по возможному взаимодействию сторон. Консенсус будут достигнут, когда все вопросы между участниками процесса будут урегулированы.

Стенограмма
    Онлайн-трансляция