9 ноября 2017

Интервью Максима Гончарова, коммерческого директора LafargeHolcim


- В последнее время все активнее обсуждают бетонные дороги, их долговечность и износостойкость. Все знают, что такие дороги в мире существуют, но в России их доля незначительна. Для России эта тема актуальна или нет?

- Да, во всем мире давно оценили преимущества бетонных дорог. Их укладывают уже более 50 лет, а в Германии, например, функционирует дорога с оригинальным покрытием 1936 года. Если обратиться к статистике, то в нескольких странах мира почти половина всех дорог той или иной категории – жесткие, бетонные. Российское же дорожное строительство стоит на одной технологической ноге – в 99% случаев укладывается асфальт. Асфальт кладут в средней полосе, за полярным кругом и на юге, где под воздействием высоких температур полотно деформируется, появляются испарения от битумов, которые входят в состав асфальта. Естественно, это неоптимально, неэффективно, неэкологично. Поэтому тема строительства прочных, протяженных бетонных дорог, актуальна для нашей страны. Мы хотим принести в дорожную индустрию альтернативу асфальтовым дорогам, инновации и технологии, которые уже широко используются во всем мире и известны в российском научном сообществе, в дорожных и проектных институтах.

- Что же такое бетонная дорога и в чем ее преимущества?

- Для автомобилиста главное, чтобы дорога была ровная, без ям и безопасная. На самом деле, причина образования дефектов кроется в основании дороги. Верхний слой может быть из асфальта или бетона, но если дорога не имеет жесткого, бетонного основания, то начинаются проблемы с движением грунтов, образованием трещин и т. д. У бетонной дороги абсолютно жесткое основание, которое равномерно распределяет нагрузку на нижние слои, не происходит деформация проезжей части. Это основное преимущество. Кроме того, надо отметить, что у бетонных дорог высокий коэффициент сцепления, а светлая поверхность облегчает ориентацию в темноте и снижает нагрев летом.

- Сегодняшние реалии требуют от дорожного хозяйства существенной перестройки, инновационного развития. Если говорить о технологиях, которые используются в мире, какие из них могут быть применены в России?
- В зависимости от категории дороги – практически все. Современные цементоемкие технологии позволяют быстро строить дороги с оптимальной дорожной конструкцией. Например, для того чтобы построить асфальтовую дорогу в сложной климатической зоне с болотистыми грунтами, необходимо провести огромный объем экскавационных работ, привести большое количество нерудных материалов, чей слой может достигнуть нескольких метров. В мире в 90% случаев используются технологии укрепления дополнительных слоев цементом и стабилизации грунтов. В Европе для строительства сети сельских дорог используется так называемый виброукатанный бетон. Эта технология рассчитана на дороги с незначительным трафиком. Также применяются технологии холодного ресайклинга, когда снимается верхний слой асфальта, перемешивается с цементными вяжущими и укладывается обратно. Такая дорога может служить более 15 лет. Для автомагистралей с очень серьезным трафиком используется технология непрерывной укладки бетона. В России с этими технологиями уже знакомы, и ГК «Автодор» взяла их на вооружение.

- Если сравнивать асфальтовую и бетонную дороги одной и той же категории, какая окажется дешевле и как можно в дальнейшем сэкономить на ремонте и содержании бетонных дорог?

- Если сравнивать стоимость дороги по смете строительства, то в среднем бетонная дорога будет на 10–15 % дороже. Но во всем мире оценивают жизненный цикл дороги. У бетонной дороги межкапитальный ремонт необходим каждые 25 лет, и показатели содержания в надлежащем состоянии такой дороги, конечно, ниже. ГК «Автодор» внесла предложение о переходе на принцип оценки инвестиций с точки зрения жизненного цикла. И мы считаем, это решение очень правильное. При должном уровне содержания и своевременном устранении мелких локальных дефектов для автодорог с бетонным покрытием практически не требуются крупные ремонтные работы в течение всего срока эксплуатации.

- Что может дать импульс для создания сети бетонных дорог в России?

- Все существующие бетонные участки дорог были построены еще в советское время. За последние 30 лет научная база по строительству бетонных дорог существенно не обновлялась в нашей стране. Сложная ситуация и с государственными стандартами – стандартов на бетонную дорогу нет, и проектные институты не могут использовать эту технологию в проектной документации по строительству дороги. Мы совместно с другими участниками рынка и научным сообществом решили создать ассоциацию, которая стала бы площадкой для обмена мнениями и экспертизой по многим вопросам, среди которых, в том числе, и существующая нормативная и научная базы, стандарты строительства, проектирование, технологии и многое другое. Наша задача – чтобы у наших дорожников, строителей и проектировщиков появилась, наконец, возможность использовать эту технологию.