6 октября 2017

Налоговая нагрузка для предпринимателей: что изменилось? Прогнозы и пути решения

Интервью с Иваном Антроповым,первым заместителем директора Института актуальной экономики, руководителем отдела исследований и аналитики

Как в России растут налоги для бизнеса. И что изменилось в 2017 году?
— Несмотря на то что формально правительство взяло курс на снижение налоговой нагрузки, последние нововведения предпринимательское сообщество не радуют.
Особыми изменениями выделились и несколько видов налогового гнета в 2017 году. К таким негативным явлениям можно отнести: необоснованные блокировки счетов, массовые начисления ошибочного сальдо взносов в ПФР и ФСС, неправомерное списание средств с непонятной перспективой возврата. Причем многие предприниматели понимают, что проблема с ошибочным сальдо была на стороне ПФР, а не налоговой, что горизонтальные связи между ведомствами выстроены крайне некачественно и что у самой налоговой проблем от этой неверной выгрузки данных не меньше. Но никто не готов мириться с фактической невозможностью вернуть собственные деньги в разумные сроки.
Что тормозит развитие экономики?
— Безусловно, основным регулятором экономических отношений является налоговая система, которая выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а также определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит, каким образом будет развиваться общество в целом. Большинство проблем налоговой системы выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы и отсутствием эффективной связи исполнительной и законодательной власти. Так, одной из главных проблем является излишняя сложность налоговой системы. Это проявляется в том, что в фискальной системе существуют различные налоги, акцизы, отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу предприятия, в результате чего возникают непреднамеренные ошибки при отчислениях налогов. В итоге приходится платить пени (которые также повысились в этом году) за несвоевременную уплату налога. Также необходимо отметить нестабильность налогового законодательства, это обусловливается тем, что в Налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны, тем самым еще более обостряя экономический кризис. К одному из недостатков налоговой системы можно отнести тот факт, что налогоплательщики и налоговые органы поставлены в неравноправное положение. У нас не налоговая доказывает необходимость платежей, а предприниматель доказывает необоснованность требований налоговой.

Нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов не способствует эффективному функционированию налоговой системы.
Какие меры могут быть направлены по улучшению налогового климата для предпринимателей?
— Во-первых, необходимо кодифицировать неналоговые платежи. Сейчас они устанавливаются постановлениями правительства, что позволяет им довольно быстро меняться. За последние десять лет у нас появилось более 50 неналоговых сборов, которые по классификации Всемирного банка имеют все признаки налогов. Всего же на региональном уровне насчитывается более 70 различных неналоговых сборов. Все это значительно повышает фискальную нагрузку на бизнес. Сейчас, по оценке Всемирного банка, предприниматели вынуждены отдавать 47% от своей прибыли. Почти во всех динамично развивающихся странах, это значение намного меньше. Для эффективного развития совокупная налоговая нагрузка не должна превышать 30% от прибыли.

Во-вторых, необходимо облегчать налоговое бремя для промышленных предприятий. Сфера торговли и услуг имеет множество упрощений и поблажек в виде применения упрощенной системы налогообложения, ЕНВД, покупки недорогих патентов. Кроме того, предприятия из непроизводственного сектора могут без проблем дробиться, постоянно оставаясь в секторе МСБ, пользующегося различными льготами. У промышленных предприятий такой возможности нет. Получается, наша налоговая система поощряет развитие торговли и сферы услуг, но тормозит самую перспективную и жизненно необходимую отрасль — обрабатывающую промышленность.
Какие возможности существуют по облегчению фискальной нагрузки?
— По нынешним законам облегчить жизнь предпринимателям могут по своей воле власти субъектов РФ, снизив свою долю поступлений с налога на прибыль с 17 до 12,5%, например. Но фактически такой возможности нет, поскольку большая часть налогов уходит в федеральный бюджет. Более того, в этом году федеральные власти забрали себе еще 1% с прибыли компаний, оставив регионам 17% вместо 18% и часть акцизов на топливо. Ранее в бюджетах субъектов РФ оставалось 88% акцизов на топливо, в 2017-м останется только 61,7%, в следующем году регионам дадут только 57,4%, а в 2019-м — 60,2%. Таким образом, сильно сокращается поле деятельности региональных властей.
Какие сферы или отрасли нуждаются в налоговом стимулировании?
— В России сложилось крайне неравномерное распределение бизнеса. У нас 6 млн компаний относятся к сектору малого и среднего бизнеса (из них 5,5 млн — это микропредприятия), 20 тыс. средних предприятий и порядка 30 тыс. крупных. Ситуация, когда крупных предприятий больше, чем средних, — это парадокс и абсурд. Но сложилось это из-за того, что переходить в категорию крупного бизнеса у нас невыгодно. У нас вообще невыгодно развиваться и создавать новые рабочие места. Это только лишь увеличит налоговую нагрузку, поставив под удар существование бизнеса и создаст дополнительные проблемы. Налоговую систему необходимо реформировать так, чтобы было выгодно становиться крупным. Необходимо выравнивать налоговое бремя малого и среднего бизнеса. Но не за счет просто полной отмены комфортных режимов, а за счет упрощения налоговой системы и снижения налоговых ставок. Должен быть плавный и безболезненный переход из малого бизнеса в средний. Еще возможно, например, применять нелинейную шкалу налога на прибыль с возрастанием при подходе к верхней планке малого бизнеса и снижением при переходе в категорию среднего бизнеса. С одной стороны, снижение ставок позволит бизнесу выйти из тени, а с другой — поддержит государственные доходы за счет того, что не будет необходимости дробить бизнес и уходить на различные патенты, не приносящие казне значительного дохода.
Какими методами возможно этого добиться?
— Странность налоговой системы заключается в том, что пока бизнес действует под видом индивидуального предпринимателя, то все предельно просто. Можно выбрать один из видов упрощенной системы налогообложения или вовсе купить недорогой патент и ни о чем не беспокоиться. С точки зрения микро- и малого бизнеса это очень хорошо. Но при выборе иной формы организации все становится намного сложнее. Сначала надо заплатить налог на прибыль юридического лица, а потом требуется еще заплатить налог на полученные дивиденды. Фактически одни и те же деньги подвергаются двойному налогообложению. В США, например, эта проблема решена использованием одного налога на дивиденды. В этом случае вся прибыль компании приравнивается к дивидендам. Все просто: есть заработанные деньги, есть налог, которым они облагаются. А уж оставлять их на развитие бизнеса или получить в виде дивидендов — личное дело предпринимателя. Еще более дружелюбный режим установлен в Эстонии. Там нераспределенная прибыль (которая не пошла на выплату дивидендов) вообще не облагается налогом. Такая мера стимулирует предприятия реинвестировать полученную прибыль в развитие предприятия.